26.05.2017 г в Издательском Доме «Гудок» состоялся Круглый стол на тему «Безопасность на железнодорожном транспорте: законодательное и административное регулирование, ИТС и технологические решения».

«Круглый стол» на тему «Безопасность на железнодорожном транспорте: законодательное и административное регулирование, ИТС и технологические решения» прошел 26 мая 2017 года в пресс-центре Издательского дома «Гудок».

В мероприятии приняли участие представители центрального аппарата и профильных филиалов ОАО «РЖД», производители комплектующих, специализированного оборудования и техники, сотрудники регулирующих органов и ведомств. В их числе: ООО «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)», ОАО «Радиоавионика», ООО «СИМИКОН», ЗАО «ПИК ПРОГРЕСС», эксперты Федерального агентства железнодорожного транспорта Минтранса РФ, Технического комитета по стандартизации «Функциональная безопасность» Росстандарта, Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, Московского межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ, Федерального агентства связи.

Научно-аналитическое сообщество представляли эксперты СРО «Союз участников железнодорожного рынка», Фонда «Транспортная безопасность», АО «ВНИИЖТ», МИИТ и другие. От СРО СУЖдР в круглом столе приняли участие генеральный директор Агеев С.Н. и эксперт Горбунов Е.В.

В ходе дискуссии участники круглого стола обозначили основные направления в обеспечении безопасности на сети железных дорог, подробно остановились на последних нормативно-технических требованиях, а также обсудили роль автоматизированных систем в сокращении рисков.

Заместитель начальника Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Александр Косарев подчеркнул, что внедрение системы менеджмента безопасности показало хорошие результаты. В перспективных трендах количество сходов и столкновений на инфраструктуре сокращается, также сокращается тяжесть их последствий, количество нарушений безопасности движения в целом. Эксперт рассказал о последних изменениях в законодательных актах, призванных повысить безопасность движения.

«Приказом №257 Минтранса РФ были внесены поправки, согласно которым с 19 ноября 2016 года планово-предупредительные ремонты железнодорожного подвижного состава могут осуществляться только на предприятиях, получивших условный номер клеймения. Мы ожидали, что эти поправки вступят в силу с середины 2017 года, однако регулятор ввел их сразу после публикации документа. Сейчас ведется активная работа по приведению деятельности в соответствия с нормами. Также с 19 ноября 2016 года в правила технической эксплуатации была введена процедура допуска на инфраструктуру, которая предусматривает обязательный осмотр каждой единицы железнодорожного подвижного состава после проведения планового ремонта. В вагонном комплексе данная технология апробирована еще с 1 октября 2016 года, сегодня мы совместно с собственниками подвижного состава и вагоноремонтными компаниями занимаемся ее оптимизацией.

Сегодня на нашей инфраструктуре эксплуатируется 2681 локомотив, не принадлежащий ОАО «РЖД» и более 15 тысяч локомотивных бригад сторонних компаний. При круглогодичной эксплуатации на каждый локомотив ежемесячно составляется акт о технической готовности, при эксплуатации на станции без выхода на перегон – раз в квартал. Введенная норма о допуске локомотивов после плановых видов ремонта становится дополнительной нагрузкой для наших коллег. Получается два акта на один и тот же локомотив составляются в один период времени по одним и тем же параметрам. На мой взгляд, необходимо урегулировать данный момент с точки зрения законодательства. Мы готовы обсуждать это на площадке ОАО «РЖД» и выходить с инициативой в Минтранс РФ об упразднении одного из этих актов», — сообщил эксперт.

Заместитель начальника по безопасности движения Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Дмитрий Рулев рассказал о системах управления безопасностью движения на инфраструктуре.

«Безопасность движения на инфраструктуре обеспечивает человек. Чтобы донести до исполнителя принципы системы менеджмента безопасности простым понятным языком, мы разработали конспект для изучения всех его направлений. На 2017 год мы определили 5 главных направлений: реализация ключевых инициатив в части развития безопасности движения, проведение технических аудитов, приведение инфраструктуры к правилам технической эксплуатации, актуализация нормативно-технической документации, осмотры объектов инфраструктуры. Как владельцы инфраструктуры мы должны быть направлены на внутреннюю самооценку, чтобы правильно принимать решения и распределять сегодняшний ресурс, правильно управлять рисками в каждом хозяйстве. В проведении технических аудитов у нас наметилась тенденция снижения рисков, но ряд классификаторов безопасности движения пока в достаточно высокой зоне риска», — подчеркнул он.

Как отметил Дмитрий Леонидович, сегодня ведется большая работа по приведению инфраструктуры к правилам технической эксплуатации — ежегодно это 20 тысяч объектов. Планируется завершить все объекты к 2020 году. Кроме того в 2016 году были разработаны системные меры, направленные на качество осмотров. Сейчас за осмотр отвечает человек, но в планах перейти на автоматизированные системы, которые позволят максимально исключить человеческое влияние.

Заместитель начальника по безопасности движения Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Роман Райзер отметил, что большое внимание в компании уделяется разработке и внедрению интеллектуальных автоматизированных систем управления движением. В Центральной дирекции управления движением это направление является одним из главных векторов развития отрасли до 2030 года.

Именно развитие информационных технологий и автоматизированных систем позволило в 2016 году совершить первый шаг к переходу от региональных принципов управления движением к планированию и организации перевозок на полигонах сети. В ноябре 2016 года в городе Иркутске начал функционировать центр управления перевозками на Восточном полигоне, в состав которого вошли четыре дороги – Красноярская, Восточно-Сибирская, Забайкальская и Дальневосточная.

Многое сделано в хозяйстве перевозок для перехода на безбумажные технологии работы. Сегодня 90% всех диспетчерских участков оснащены системами электронного ведения нормативного графика движения поездов, а на станциях применяются информационные системы обеспечивающие ведение графика исполненной работы станций автоматически. Устойчиво работают информационные системы, обеспечивающие поддержание в актуальном состоянии локомотивной и информационной модели железных дорог, а также инфраструктуры.

Повышение безопасности движения с применением информационных технологий – вот дальнейший вектор развития автоматизированных систем. Уже сегодня на полигоне трех железных дорог (Куйбышевской, Горьковской и Северной) отрабатывается пилотный проект по установлению логического контроля допуска на инфраструктуру общего пользования локомотивов и локомотивных бригад сторонних организаций с помощью информационных систем.

Большое внимание в ЦД уделяется и снижению загрузки работников дежурно-диспетчерского аппарата и передачи части функций компьютеру. Так, комплекс «Автодиспетчер» с функцией автоматической установки маршрутов после успешной эксплуатации в период проведения Олимпиады в городе Сочи в 2014 году, нашел применение и в управлении движением на Московском центральном кольце и направлении высокоскоростного движения Санкт-Петербург – Москва.

В настоящее время основное направление в развитии информационных систем в области управления движением – это переход от информационных систем к информационно управляющим, эти принципы заложены в реализуемой компанией программе «ИСУЖТ».

Генеральный директор СРО «Союз участников железнодорожного рынка» Сергей Агеев выразил свое мнение по поводу обеспечения безопасности движения на промышленном транспорте.

«Сегодня нет четкого документа в федеральном законодательстве, который заставлял бы руководителя промышленного предприятия следить за состоянием дорожного пути. Надлежащим образом, кроме начальника отдела и мастера, никто за его содержание и безопасность движения не отвечает. На мой взгляд, это существенная недоработка в федеральном законе. Собственник стрелочного перевода должен содержать его по всем требованиям. Если у него нет такой возможности, должен быть определен порядок передачи стрелочного перевода», — сказал он.

Заместитель председателя Технического комитета по стандартизации 058 «Функциональная безопасность» Росстандарта Александр Колчин поделился идеей о необходимости создания системы оценки соответствия функциональной безопасности сложных технических объектов.

«Методология функциональной безопасности представлена в комплексе стандартов ГОСТ Р МЭК 61508 и направлена на выявление, предотвращение и ослабления последствий всех безопасных отказов, опасных выявляемых событий, а также разумно предсказуемых опасных событий и редко встречающихся опасных событий, которые могут привести к катастрофическим последствиям в сложных технических системах», — пояснил эксперт.

По его словам, в стране существует необходимость применения сертифицированных в РФ систем противоаварийной автоматической защиты и их компонентов. Есть все необходимые условия для создания и апробации института оценки и подтверждения соответствия в области функциональной безопасности для сложных технических изделий.

В завершение круглого стола участники дискуссии заключили, что для повышения уровня безопасности важна комплексная работа по всем направлениям, включая законодательное регулирование, внедрение новейших технологий и воспитание культуры безопасности.

ФОТООТЧЕТ круглого стола →

Источник: http://www.gudok.ru

Поделиться:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии