13.04.2020г. Минтранс поддержал спорные изменения закона о железных дорогах.

На Федеральном портале проектов нормативных актов появился подготовленный Минтрансом проект изменений в законы о железнодорожном транспорте, включающий спорные положения, направленные на снижение конкуренции и ограничение прав предпринимателей, работающих в сфере железнодорожных перевозок.
Проект документа был подписан директором департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Александром Федорчуком еще 31 марта и выставлен на портале для необходимой процедуры общественного обсуждения, которая продлится до 20 апреля. Насколько известно редакции, первоначально работу над проектом документа в Минтрансе планировали закончить во второй половине года, поэтому размещение его в самый разгар пандемии COVID-19 и связанных с ней карантинных мероприятий вызывает некоторое недоумение. Неужели в министерстве пытаются использовать момент для того, чтобы принять положения, вызвавшие в 2019 году резкое неприятие операторского сообщества?
О проектах внесения изменений в федеральные законы «О железнодорожном транспорте в РФ» и «Устав железнодорожного транспорта РФ» общественность узнала в апреле 2019 года, когда стало широко известно о подготовленных в ОАО «РЖД» поправках, отправленных в виде письма генеральным директором компании Олегом Белозеровым в адрес министра транспорта Евгения Дитриха. Впоследствии законопроект был подвергнут критике со стороны операторских СРО, союзов и ассоциаций, а также представителей бизнес-сообщества.
Напомню, что основными предложениями, вызвавшими вал критических замечаний в адрес законопроекта, стали определения перевозчика, оператора, идея о существовании единственной СРО операторов и принцип приоритетного предоставления инфраструктуры избранным грузовладельцам.
В комментариях со стороны Минтранса, данных после поступления законопроекта в министерство, отмечалось, что предложения инфраструктурной компании в настоящее время прорабатываются экспертами Минтранса. Главной целью поправок в действующее законодательство в министерстве назвали регулирование инвестиций в инфраструктуру Российских железных дорог. «Документ направлен на закрепление основ инвестирования в развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования»,–подчеркивалось в ответе ведомства. В итогеза прошедший год, 32-страничный документ, подготовленный в РЖД, превратился в две страницы текста. Из него исчезло положение о внесении в ст. 10 Устава железнодорожного транспорта права заключения долгосрочных договоров об организации перевозок с вознаграждением перевозчику свыше стандартной платы за тариф с грузовые операции. Именно за счет этих платежей в госкомпании собирались решать накопившиеся инфраструктурные проблемы на сети дорог.
В Минтрансе сочли, что для регулирования инвестиций в инфраструктуру достаточно изменить ст. 12 закона «О железнодорожном транспорте в РФ» и ст. 5 закона «Устав железнодорожного транспорта РФ». Ст. 12 предлагается дополнить, изложив перечень обязанности перевозчика, оператора, и указать наличие на железнодорожном транспорте только одной операторской СРО. При этом обязанности перевозчика в новом законе невелики. Он обязан располагать лицензиями на виды деятельности, подлежащие лицензированию; содержать квалифицированный штат; владеть локомотивами, моторвагонным подвижным составом, а также вагонами для перевозки пассажиров и багажа и заключить договоры по оказанию услуг на пользование инфраструктурой. Об ответственности перевозчика не упоминается.
Обязанности оператора, перечисленные в проекте закона, также сократились по сравнению с предложениями от ОАО «РЖД», но все равно оказались более широкими, чем у перевозчика. Так, оператор обязан владеть подвижным составом, содержать его в надлежащем техническом состоянии, иметь в штате квалифицированных работников, предоставлять подвижной состав на основании действующего законодательства и быть членом операторской СРО.
При этом та же ст. 12 закона отдельным пунктом указывает, что в РФ существует единая саморегулируемая организация операторов железнодорожного подвижного состава, контейнеров. «Единая саморегулируемая организация операторов объединяет на основе обязательного членства всех лиц, оказывающих услуги (осуществляющих деятельность) по предоставлению грузовых вагонов, контейнеров для перевозок грузов, грузобагажа», – говорится в законопроекте.
В предлагаемых изменениях в ст. 5 Устава железнодорожного транспорта, которая регулирует перевозки пассажиров и багажа, появляется упоминание возможности существования нескольких перевозчиков. При этом операторские компании могут использовать только грузовые вагоны и контейнеры. Понятно, что под перевозчиками в пассажирском сообщении понимаются ОАО «РЖД» и иные государственные компании, например Железные дороги Якутии или Крымская железная дорога.
Таким образом, наиболее революционными поправками в законодательство, которые предлагаются к принятию Минтрансом, оказываются два нововведения: закрепление за оператором обязанности содержать вагоны в надлежащем техническом состоянии и необходимость принадлежности всех операторов исключительно к одной СРО.
В прошлом году именно эти два положения (кроме идей о приоритетном допуске на инфраструктуру) оказались объектом критики со стороны операторских СРО. Так, СОЖТ в своем письме в адрес Минтранса указывал, что эти предложения возлагают дополнительные обязанности и ограничения на ОАО «РЖД». В частности, в СОЖТ критиковали законопроект за предложение возложить ответственность за техническое состояние подвижного состава только на грузовладельцев и операторов, что несет риски для безопасности движения.
Предложения по ограничению количества операторских СРО также были подвергнуты критике со стороны СОЖТ. В подготовленной союзом концепции целевой модели рынка отмечается необходимость наличия конкуренции в отрасли и множественности отраслевых союзов и объединений.
В А ОЖдПС, которая объединяет мелких и средних собственников вагонов, считают, что основной задачей создания единой операторской СРО является реализация политики ОАО «РЖД» по усилению влияния на рынок перевозок. Свою позицию об опасности этого ассоциация изложила в письме в ФАС и отзыве на законопроект. Во-первых, создание единой СРО может вытеснить с рынка большинство из 300 работающих на рынке компаний, во-вторых, создаст нового негосударственного монстра, приспособленного для картельных сговоров. Малые операторы, которые осуществляют до 30% объемов перевозок по сети дорог, не смогут конкурировать в рамках одной СРО с интересами крупных компаний и будут вынуждены или уйти с рынка, распродав свой парк крупным собственникам, или сдавать им же свои вагоны в аренду, считает председатель А ОЖдПС Андрей Соболев. Это зацементирует рынок, затруднит приход на него новых игроков, а в итоге приведет к росту ставок, а значит, и транспортных издержек для грузовладельцев. Итогом процесса станет фактическое исчезновение рынка операторских услуг, который превратится в диктатуру нескольких операторов, полностью подконтрольных ОАО «РЖД».
Таким образом, становится понятно, как принятие предлагаемых поправок сможет облегчить привлечение инвестиций на сеть железных дорог. Наличие одного перевозчика и одной СРО операторов значительно упрощает процесс их ручного управления,при котором нужные государственной монополии-перевозчику решения без лишних споров утверждаются на малом совете этой СРО, состоящем из лояльных руководителей дружественных, а то и дочерних компаний. При подобном подходе платить за допуск к инфраструктуре будут все грузовладельцы страны и столько, сколько им укажет узкий круг допущенных к решению вопросов людей.

Поделиться:

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии