Телефон (343) 345-95-69

Дороги между прошлым и будущим.

Сергей ПАРФЕНОВ,
писатель, заслуженный работник культуры РФ

Эта новость, которую в свое время широко поведал ТАСС, звучит почти как сенсация: железнодорожники приступили к изыскательским работам для возобновления строительства магистрали Салехард - Игарка.

Как сообщили в администрации Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа, это не слух, не байка, а вполне реальный и главное – перспективный экономический проект. Оказалось, что на Севере побывала изыскательская экспедиция ОАО «Российские железные дороги» во главе с представителем Департамента по связям с общественностью Татьяной Пашковой. В течение нескольких дней специалисты из Москвы изучали на месте возможности прокладки новой магистрали Салехард - Игарка, много лет назад, во времена режима И.Сталина, известной как «503-я стройка».

За свою недолгую командировку изыскатели обследовали около 20 км сохранившегося в тундре и тайге железнодорожного полотна, побывали в поселке Долгий - своеобразном памятнике тех суровых лет под открытым небом. А это, по сути, сеть бывших лагерей, которые и обслуживали печально знаменитую 503-ю стройку…

Практически в те же сроки из Красноярска в Туруханск (если помните, именно здесь отбывал одну из своих ссылок политкаторжанин Иосиф Джугашвили), а точнее - на Полярную железную дорогу Салехард-Игарка, вылетели участники другой изыскательской экспедиции. Ее также организовала компания «Российские железные дороги». В ее составе были представители Московского государственного университета путей сообщения. Задача экспедиции та же - изучить перспективы возобновления строительства Полярной дороги. Работа столичных специалистов длилась всего 10 дней, но, тем не менее, свои рекомендации о перспективах строительства железной дороги в Заполярье ученые намерены представить представителям власти, специалистам и широкой общественности.

Кстати, еще в сентябре 2003 года в Салехарде состоялось открытие Мемориала бывшим заключенным-железнодороджникам. И уральский полпред Петр Латышев, выступая на открытии монумента, тогда отметил:
«Мы присутствуем на событии большой важности, широкого общественного звучания – открытии Мемориала участникам печально известной сталинской стройки. И сегодня снова вспоминаем тех, кто силой принуждения был отправлен в северные широты возводить железнодорожную магистраль Салехард – Игарка. Мы вспоминаем тех, кто бесследно сгинул и нашел свой последний приют на этой земле. Мы склоняем головы перед тысячами наших сограждан, прошедших через страшные годы репрессий, переживших кошмар сталинских лагерей и чудом оставшихся в живых. Им – наша скорбь и глубочайшее уважение…»

Но Мемориал – это и дань людской стойкости, мужеству, самоотверженности, таланту и неслыханному трудовому героизму заключенных. Ведь более полувека назад эту стройку называли «мертвой дорогой». Она в прямом смысле стоит на костях наших соотечественников. Для ее строительства сюда согнали свыше ста тысяч человек – в подавляющем большинстве осужденных по сугубо политической 58-й статье.

В конце 40-х и начале 50-х гг. прошлого века через каждые 5-10 километров здесь стояли лагеря. Во многих из них верховодили уголовники, превращавшие и без того беспросветное существование обреченных режимом людей в настоящий ад. Люди работали зимой в лютые 60-градусные морозы, по пояс в снегу. Летом их до смерти заедал гнус. Недоедая, недосыпая, изнуренные болезнями, терпя бесчисленные унижения и издевательства охранников, заключенные строек № 501, № 502 и № 503, казалось, наперекор всему шли и шли вперед – по трассе будщей железной дороги.

Их самоотдача, свидетельствуют документы, была потрясающей. Начальство таежных лагерей даже стимулировало передовых заключенных: выполнявшим непосильные нормы выработки на 115 или 125 процентов каждый день срока засчитывали за два или три. Летопись этой человеческой трагедии, неслыханного людского подвига содержит такие факты, когда порой целые составы с песком уходили в болото, паводки то и дело размывали уже готовое полотно, катастрофически не хватало рельсов. А смерть без пощады, направо и налево косила ряды осужденных.
Несмотря на это уже к концу 1948 года через отроги Полярного Урала были пущены поезда на 200-километровом участке дороги от станции Чум до поселка Лабытнанги.

К марту 1953 года из полутора тысяч километров трассы Воркута – Игарка на 700 верстах были уложены рельсы и открыто рабочее движение поездов. А до станции Надым ежедневно ходил пассажирский состав. Вдоль дороги появились десятки станций, разъездов, поселков, депо, мастерских. И все это – благодаря дешевому, рабскому и вместе с тем выдающемуся труду заключенных строек № 501, № 502, № 503.
Однако всего через несколько дней после смерти И.Сталина, как известно, было принято волевое решение – строительство ликвидировать! Оказалось, возить на 60-й параллели практически некого и нечего. Неужели миллиарды народных денег, десятки тысяч загубленных жизней, искалеченных судеб, гигантские усилия, чудеса инженерной находчивости – все ушло впустую, как коту под хвост?..

Но рошли годы. На глазах изменился статус некогда глухой, окраинной территории. Ссыльная глушь, забытый Богом край стал уникальным и мощным производственным комплексом, энергетическим сердцем России. По соседству со старой «мертвой» дорогой выросли нефтяные и газовые промыслы, молодые и красивые города. Здесь кипит интересная, содержательная жизнь. Сегодня Ямало-Ненецкий автономный округ играет исключительно важную роль в социально-экономическом развитии и обеспечении энергетической безопасности нашего государства, повышении его экспортного потенциала, стабильности в обществе.

Поэтому перед сильным, динамично развивающимся регионом стоят, соответственно, и очень важные задачи, не раз отраженные Президентом РФ в его ежегодных посланиях Федеральному Собранию. Одна из них – добиться опережающих темпов экономического роста. Поэтому не случайно снова и снова поднимается вопрос о строительстве в северных широтах железнодорожных магистралей, которые бы напрямую связали щедрый край с могучим индустриальным Уралом.

Можно вспомнить: еще в 2003 году аппарат полномочного представителя Президента РФ в УрФО провел здесь выездное заседание коллегии МПС. Его участники тогда определили главные задачи, проблемы, четко расставили приоритеты. И договорились, что надо действовать сообща, более системно и настойчиво. Очевидно, например, что без создания надежной и эффективной транспортной инфраструктуры комплексное освоение здешних недр, всего полуострова Ямал просто невозможно. Альтернативы этому нет. Особое значение тогда отводилось сооружению ветки Салехард – Бованенково, которая позднее была построена и введена в экскплутацию «Газпромом».

В частности, в Транспортной стратегии УрФО строительство железнодорожной магистрали от Салехарда на Игарку тоже предусмотрено. И эта трасса, судя по всему, пройдет как раз по территории, где уже разведаны более 200 перспективных нефтяных месторождений!

Наверное, участники сталинских строек, доживи они до сегодняшнего дня, приятно бы удивились, увидя, как преобразился этот когда-то малодоступный и суровый край. Их труд, мучения не пропали даром…
Понятно, что создание столь мощной, едва ли не на голом месте развитой транспортной инфрастуктуры стоило немалых денег. Данная задача решается в рамках государственно-частного партнерства всеми заинтересованными инвесторами

Скажем, от Среднего Урала до богатейшего месторождения тиманских бокситов, что в Республике Коми, проложена и сейчас активно функционирует первая в России частная железная дорога. Компания развивается. И сомнений нет: это один из самых перспективных путей решения транспортных проблем. Так что, будем надеяться, на этой же основе будут решаться и остальные экономические задачи.

КСТАТИ:

Фрагмент 501-й стройки может стать историческим памятником. Идея ее строительства на севере Западной Сибири принадлежит вовсе не И.Сталину и его «железным наркомам». Она возникла еще в конце XIX столетия, а во время Великой Отечественной войны начались изыскания трассы и ее возведение.

По поручению главы Надымского района ответственные работники администрации муниципального образования, депутаты местной думы, члены Общественной палаты ЯНАО не так давно летали в район реки Ярудей. Здесь, примерно в 130 километрах от Надыма, сохранились лагерные постройки, реальные свидетели времен былых репрессий.

Как сообщали в пресс-службе администрации района, у егерей были уточнены координаты центрального лагеря сталинской стройки. В отличие от других лагерных построек он сохранен почти полностью. Первое обследование показало: здесь располагалась администрация всей громадной стройки, сохранены карцер, баня, КПП, вышки, ограждение территории. Были найдены и предметы быта. Например, этикетка на обнаруженной бутылке с рыбьим жиром свидетельствует: продукт был произведен в 1949 году.

Строительство «сталинки» — это часть истории всей страны. И поэтому сохранить свидетельства той непростой эпохи, оставить их в назидание следующим поколениям — важная и ответственная задача. Это те «духовные скрепы», по выражению Владимира Путина, которые объединяют наше общество.
 

 
Личный кабинет