Телефон (343) 345-95-69

Пилотный проект полигонных технологий: сортировать по высшему классу

Пилотный проект полигонных технологий стартует в январе 2016 года на Восточном полигоне, об этом было заявлено на сетевой школе передового опыта, которую провела на Московской дороге Центральная дирекция управления движением.

Этот полигон объединяет четыре дороги – Красноярскую, Восточно-Сибирскую, Забайкальскую и Дальневосточную – и наиболее подготовлен к тому, чтобы координировать организацию движения, разработку графика предоставления «окон» и управление локомотивным парком в рамках целого полигона. Остальным дорогам надо готовиться к этому в 2017 году.

На сети сегодня работают 57 сортировочных станций, из них 32 считаются важнейшими. Главная их задача – ускорить пропуск вагонопотоков. И она выполняется. С 2011 года простой транзитного вагона с переработкой в среднем снижен с 16,5 часа до 11,4 часа, или на 31%, без переработки – с 3,1 часа до 2,5, или на 19%. Как уже писал «Гудок», станция Орехово-Зуево в июне показала высокий результат – менее девяти часов с переработкой.

На школе передового опыта, темой которой было повышение эффективности работы, перед сортировочными станциями была поставлена задача сделать это нормой. Но первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов неожиданно предложил начальникам станций Орехово-Зуево и Санкт-Петербург-сортировочный-Московский: «А что если вам тщательно пересмотреть техпроцесс и перешагнуть очень важный психологический рубеж: «разменять» 8 часов простоя транзитного вагона и выйти на 7,9 или 7,8 часа с переработкой, а без переработки – до 1,5 часа? Согласны?» Да кто ж не согласится! Только сделать это будет непросто.

Впрочем, во второй половине прошлого века показатели работы сортировочных станций были гораздо выше. На той же Московской дороге простой транзитных вагонов с переработкой составлял менее пяти часов. Но в то время вагонопоток планировался централизованно и в нём высока была доля маршрутизации. Сегодня параметры перевозок иные. При падении объёмов погрузки в 2–2,5 раза по сравнению с теми временами работа на сортировках возросла кратно, поэтому простой с переработкой может составлять более 20 часов. И от движенцев сегодня требуется особое искусство, чтобы ускорить переработку и не позволять забивать станции избыточным подвижным составом, имеющим многочисленных владельцев.

Помогает с этим справиться модернизация. За последние десять лет комплексная автоматизированная система управления сортировочным процессом КСАУ – СП внедрена на 15 сортировочных станциях, предстоит модернизация ещё 13. А впервые на сети дорог эта система, не имеющая аналогов в мире, появилась в Бекасове-сортировочном. Она позволяет производить роспуск составов в автоматизированном режиме, без участия человека. Такой же системой оборудована и горочная система станции Орехово-Зуево.

Результатом стало сокращение простоя транзитного вагона с переработкой в первом полугодии в Бекасове-сортировочном на 1,4 часа и на 1,34 часа – в Орехово-Зуеве по сравнению с прошлым годом. Кстати, в Орехово-Зуеве надвиг вагонов на горку производится автоматизированно, а локомотивы управляются с помощью радиосигнала. В целом такая комплексная автоматизированная система позволяет повысить перерабатывающую способность сортировочной горки до 10 тыс. вагонов в сутки и более при параллельном роспуске.

Пилотным полигоном для инноваций стала и Северная дорога. Два года назад на станции Ярославль-Главный запущена система ИТАУР, которая осуществляет планирование работы станций во взаимодействии с диспетчерским аппаратом на основе системы выдачи наряд-заказов и контроля их исполнения. Полностью автоматизирован процесс ведения графика исполненной работы станции, подвязки локомотивов и локомотивных бригад во взаимодействии с локомотивным депо.

Но самые современные и уникальные технологии сегодня внедряются на станции Лужская Октябрьской дороги. После оценки их эффективности они будут тиражироваться на сети.

«В организации перевозочного процесса повышение эффективности работы сортировочных станций является для нас приоритетным направлением. На протяжении всей истории железных дорог сортировочным станциям отводилась в этом ключевая роль», – сказал директор ОАО «РЖД» по управлению перевозками – начальник Центральной дирекции управления движением Павел Иванов.

Поэтому в конце прошлого года в ОАО «РЖД» была утверждена программа развития сортировочных станций на период до 2025 года. К числу наиболее значимых и масштабных проектов относится строительство вторых сортировочных систем на станциях Орехово-Зуево, Лоста, Имени Максима Горького, Уссурийск. А также модернизация горочных комплексов на станции Ожерелье, Алтайская и других.

В итоговый документ школы передового опыта записали ряд предложений, в том числе сократить повторную переработку вагонов на 20%, а также разработать программу внедрения новых технических средств закрепления подвижного состава (ВНИИАС представил их несколько на выбор). Необходимо завершить и автоматизацию расчёта плана формирования грузовых поездов. Все это станет программой работы на ближайшие три – пять лет.

 

Источник: газета «Гудок» 

 
Личный кабинет