Телефон (343) 345-95-69

Крым станет роднее и ближе.

Сергей ПАРФЕНОВ,
писатель, заслуженный работник культуры РФ

Недавно, в начале апреля 2015 года, министр транспорта РФ Максим Соколов провел заседание Межведомственной рабочей группы по обеспечению Крымского полуострова транспортным сообщением через Керченский пролив. В заседании приняли участие заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров, руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт, представители руководства Минприроды, Минстроя, правительства Республики Крым, ОАО «РЖД», генерального подрядчика, а также специалисты других заинтересованных ведомств и организаций. Участники заседания обсудили реализацию проектных работ при подготовке к строительству Керченского моста.

М.Соколов подчеркнул, что в настоящее время все наиболее важные документы для проектирования и начала строительства транспортного перехода через Керченский пролив и подходов к нему уже приняты, подписан контракт с генеральным подрядчиком, поэтому все работы должны осуществляться строго в рамках календарного графика.

В свою очередь, Р.Старовойт отметил, что получены все технические условия, необходимые для проектирования объекта. Разработана и согласована трасса будущего транспортного перехода, утверждена документация по планировке территории. Кроме того, транспортники продолжают работу над соединением действующих автомобильных и железнодорожных систем Таманского и Крымского полуострова с мостом через Керченский пролив. Важно отметить, что строительство подходов будет осуществляться параллельно с возведением самого 19-километрового искусственного сооружения в створе косы Тузла.

О.Белозеров в своем выступлении проинформировал участников совещания, что 1 апреля в Анапе и станице Тамань состоялись совещания с участием проектных организаций, задействованных на подготовительных этапах строительства Керченского моста и транспортных подходов. Эксперты ведущих проектных организаций - ЗАО «Институт Гипростроймост- Санкт-Петербург», ЗАО «Институт «Стройпроект», ОАО «Ленморниипроект» и ПАО «Ленгипротранс» - представили доклады о ходе проектных работ на подъездных участках к будущему искусственному сооружению. Кроме того, представители подрядчика - ООО «Стройгазмонтаж» - рассказали о проведенных первоочередных мероприятиях, необходимых для начала возведения объекта.

В ходе заседания рабочей группы также был заслушан доклад начальника ФКУ Упрдор «Тамань» Александра Афанасьева об исполнении поручений по итогам заседания штаба Федерального дорожного агентства по проекту Керченского моста. Он доложил, что все поручения исполняются в установленные сроки в рамках календарного графика.
Примечательно, что по информации подрядных организаций при проведении поиска взрывоопасных предметов на месте будущего строительства было обследовано более 25 тысяч кв. метров суши. При этом специалистами было выявлено и устранено 68 фрагментов бомб времен Великой Отечественной войны, в том числе обезврежена авиабомба весом более 250 кг.

Как было…

По свидетельству немецкого министра вооружений и боеприпасов Альберта Шпеера, в начале 1943 года идею строительства моста через Керченский пролив в Еникальском створе высказал Адольф Гитлер. Он приказал наладить переправу для передвижения автомобильного и железнодорожного транспорта, по ней же впоследствии планировалось перебрасывать технику для похода вермахта на Индию. Немцы даже завезли в Керчь металлоконструкции, цемент... Мост длиной 4,5 километра действительно был построен в ноябре 1944 года, но уже после освобождения советскими войсками Крыма. На это ушло всего полгода.

Начинаясь от Чушки километровой каменной дамбой, мост пересекал пролив и выходил на низменный берег Еникальского полуострова между мысом Опасное и поселком Жуковка. 115 однотипных пролетов по 27,1 м, поворачивающееся на средней опоре 110-метровое пролетное строение двойного судоходного отверстия над фарватером крупных судов, эстакады у берега и дамба - вот полная картина мостового перехода. Одновременно сооружались железнодорожные линии подходов к мосту: от станции Сенной на Кавказском берегу и от завода Войкова - на Крымском.

На конструкцию моста, очевидно, повлиял исходный материал: для пролетных строений и свайных опор использовали трофейный металл, в спешке отступления оставленный гитлеровцами. Ближайшей зимой северо-восточным ветром из Азовского моря в пролив нагнало много льда, который 18 февраля 1945 года уничтожил сразу 32 опоры, так как мост не имел ледорезов. К 20 февраля было повреждено еще 42. Сохранилось 73 опоры, эстакада и земляная дамба. Любопытно, что несколько дней до разрушения по мосту возвращался поезд советской делегации с Ялтинской конференции, закончившейся 11 февраля. Восстанавливать объект не стали. Его разобрали, но остатки опор мешали судоходству. Даже в 1968 году в районе Керчь-Еникальского судоходного канала продолжалась ликвидация сохранившихся элементов сооружения.

Для замены разрушенного моста в 1953 году была открыта Керченская паромная переправа, соединившая Крым и Краснодарский край (линия порт «Крым» — порт «Кавказ»). Работу переправы обеспечивали четыре железнодорожных парома: «Заполярный», «Северный», «Южный» и «Восточный», позднее в эксплуатацию были введены три автомобильных парома: «Керченский-1», «Керченский-2» и «Ейск». В начале 90-х гг. железнодорожные перевозки через пролив были прекращены в связи со значительным старением железнодорожных паромов и береговой инфраструктуры. Более 10 лет переправа перевозила лишь пассажиров и автомобили.

После распада Советского Союза о возможности постройки моста через Керченский пролив неоднократно заявляли как российские, так и украинские политики. В обеих странах предпринимались попытки создания технико-экономического обоснования проекта, в том числе с российской стороны — Министерством транспорта. По словам сенатора от Краснодарского края Александра Починка, до кризиса стоимость строительства моста оценивалась в $480 млн. О заинтересованности в реализации этого проекта в 2010 году заявлял и президент Украины Виктор Янукович во время своего визита в Симферополь.

ТЭО проекта, впрочем, так и не было сформировано, высказывалось даже мнение о нецелесообразности такого строительства. Так, А. Матвиенко, экс-премьер министр Автономной республики Крым, в 2005 году утверждал, что в районе предполагаемого строительства существуют геологические проблемы, у которых нет решения, позволяющего надежно установить опоры моста, а главное — грузопотоки и пассажиропотоки между Крымом и Кубанью относительно невелики, избыточными являются даже мощности паромного сообщения, что даже их не удаётся загружать. Однако затем ситуация изменилась. У переправы летом 2010 и 2011 гг. выстраивались большие очереди желающих попасть на паром. В летнее время количество рейсов пришлось увеличивать. В ноябре 2004 года с прибытием новых железнодорожных паромов «Анненков» и «Петровск» возобновилась переправа грузовых железнодорожных составов. С 1 по 12 августа 2014 года через пролив осуществлялись железнодорожные пассажирские перевозки, которые были прекращены до 31 августа в связи с использованием железнодорожных паромов для перевозки автомобильного транспорта.

Меду тем, новый мост через Керченский пролив в контексте реализации более крупного международного транспортного проекта по созданию кольцевой автодороги вокруг Черного моря (инициированной Организацией черноморского экономического сотрудничества в 2002 году в Киеве и ныне замороженного из-за неурегулированного пограничного режима между Россией, Абхазией и Грузией) мог бы повысить транзитную привлекательность Кубани и Крыма для международных перевозок. Однако техническими преградами для сооружения моста являются слабые грунты и необходимость реализации возможности прохода судов из акватории Азовского моря.

Специалисты считали: строительство железнодорожного моста не решит полностью проблемы железнодорожного сообщения между Крымом и материковой Россией через Керченский пролив. От станции Джанкой до станции Крым - 200 километров неэлектрифицированной одноколейки, что резко ограничивает пропускную способность транспортного коридора и требует перехода на электрическую тягу. Такая же картина и на таманской части транспортного коридора в материковой России - от станции Кавказ. А действующие транспортные коридоры через Донбасс — электрифицированные и двухколейные.

Как есть…

Но сегодня возможность строительства моста через Керченский пролив обусловлена скорее внешне- и внутриполитическими мотивами. Реализация данного инфраструктурного проекта даст толчок к созданию новых рабочих мест, и загрузке промышленных мощностей, укрепить связи с новыми субъектами РФ – Республикой Крым и Севастополем. По оценкам экспертов, строительство может продлиться от трех до четырёх лет. На работах по возведению моста может быть занято порядка 45 тысяч человек.
Напомним, 21 апреля 2010 года президенты России и Украины подписали Харьковские соглашения о строительстве моста через пролив. Его планировалось построить уже к 2014 году, но эти планы так и не были осуществлены. Было подготовлено множество самых разных проектов. Наиболее дорогой в 2002 году оценивали в $900 млн США, самый экономичный — в 232 млн.

В 2011 году при обсуждении вариантов строительства предпочтение было отдано проекту мостового перехода от мыса Фонарь до мыса Малый Кут (самый северный на карте). В декабре 2013 года между Россией и Украиной был подписан пакет документов по двустороннему сотрудничеству, в том числе соглашение об организации строительства транспортного перехода через Керченский пролив. 30 января 2014 года Кабинет министров Украины утвердил соглашение с Россией о строительстве моста через пролив.
Весной 2014 года в связи с присоединением Крыма к России, ухудшением российско-украинских отношений и с возможной угрозой остановки сообщения России с Крымом через территорию Украины, планирование и подготовка строительства моста значительно активизировались.

3 марта 2014 года премьер-министр России Дмитрий Медведев сообщил, что подписал распоряжение о создании дочерней структуры госкомпании «Российские автомобильные дороги», которая будет выступать заказчиком инженерных изысканий и разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) строительства моста через Керченский пролив. Согласно распоряжению, указанные работы должны были завершиться к 1 ноября 2014 года. Финансирование объекта поручено обеспечить Внешэкономбанку.

18 марта 2014 года на сайте госзакупок опубликован заказ на проведение инженерных изысканий и разработку технико-экономического обоснования по объекту: «Строительства транспортного перехода через Керченский пролив». Стоимость изысканий была оценена в 384 млн рублей, а срок окончания работ по заказу — 1 октября 2014 года.

19 марта 2014 года Президент России Владимир Путин поставил перед Министерством транспорта задачу - построить Керченский мост и в автомобильном, и железнодорожном вариантах. В самом деле, что это за субъект Федерации, до которого, как поется в песне, «не едут даже поезда»? Самолетом — дорого, морем — тоже, автомобилем — проблемно. Вот и получается, что Крым вроде бы присоединен, а на деле — оторван от Большой земли. Министр транспорта Максим Соколов уточнил, что при этом будет рассмотрен и вариант тоннеля под Керченским проливом.

Как будет…

Вообще-то мост через Керченский пролив, соединяющий крымскую Керчь и краснодарскую Тамань, хотели построить еще к Сочинской зимней Олимпиаде. Задача, если цитировать классиков политической жизни, архиважная. Но где же строить? Теоретически подобраться к Крыму со стороны российского полуострова Тамань можно по Тузловскому створу (отрезок, соединяющий косу Тузла с Керченским полуостровом), по Еникальскому и по Жуковскому створам. Последние два направления связаны с другой косой — Чушкой.

Как рассказал заместитель генерального директора компании «Спецфундаментстрой» Михаил Арутюнов, от Тузловского варианта в последнее время отказались все потенциальные проектировщики, поскольку этот путь получается самым протяженным и дорогостоящим, к тому же скальное основание залегает там очень глубоко. «Когда мы прорабатывали свое предложение по мосту через Керченский пролив, то остановились на Еникальском створе. Он самый удобный, там неподалеку расположена и паромная переправа, соединяющая Чушку с поселком Глазовка».

Немаловажной в деле проектирования будет и помощь синоптиков. Как рассказала заведующая лабораторией ледовых прогнозов Гидрометцентра РФ Ирина Думанская, с начала 90-х годов XX века было разработано несколько предварительных проектов моста через Керченский пролив. И каждый раз специалистам требовались гидрометеорологические изыскания. Какими же будут ветровые, снеговые, волновые и ледовые нагрузки на будущий мост?

- Лед в Керченском проливе образуется не каждый год, - говорит И.Думанская. - По крайней мере, за последние 30 лет в 17 процентах случаев льда в проливе вообще не наблюдалось. Довольно часто образуются только начальные виды льда и нилас (лед толщиной 5-10 см). А продолжительность ледового периода в районе Керчи относительно небольшая, в среднем (за почти 90-летний ряд наблюдений) 51 день, но в суровые зимы - до 100-150 дней. Часто лед появляется и исчезает в проливе по 5-10 раз за сезон. В особо суровые зимы большая часть пролива может покрыться припайным (неподвижным) льдом, но ветры штормовой силы взламывают и его, при этом образуются большие ледяные поля, представляющие большую опасность для опор будущего моста.

Правда, в будущее синоптики смотрят с оптимизмом: за последнее 30-летие в районе Керчи средняя продолжительность ледового сезона составила 33 дня, сократившись на 18 дней. А это значит, что и нагрузок на будущий мост будет значительно меньше.

Еще одна сложность, с которой могут столкнуться строители моста — инженерно-геологические условия. Даже в самом удобном Еникальском створе скальное основание, в котором можно укреплять опоры моста, начинается только на глубине 50-55 метров. До него надо преодолеть слои ила, песка, ракушки и глины.

«Опоры такого моста обязательно должны быть на свайный основаниях, - замечает Михаил Арутюнов. - В свое время через Керченский пролив хотели даже проложить туннель, но потом отказались от затеи. Это весбма дорогостоящее мероприятие, очень рискованное, ибо здешнее место отличается повышенной сейсмоопасностью.

Наиболее проработанным на сегодняшний день является проектный вариант «Гипротрансмоста». Там в качестве самых удобных идей тоже рассматривают Еникальский или Жуковский створы. Согласно представленной модели, будущий транспортный переход будет строиться от поселка Жуковка, близ Керчи до косы Чушка, на российском берегу, близ порта «Кавказ». Модель предусматривает строительство «фермы» с железнодорожными путями на нижнем «этаже» и 4-полосной автомобильной трассой на «верхнем» уровне. Длина транспортного моста составит 6,3 км, а протяженность подъездных автомобильных путей - примерно 46 км.

27 марта 2014 года компания «Российские автомобильные дороги» была объявила победителем в конкурсе на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) и инженерные изыскания — ОАО «Гипротрансмост». Компания предложила за свою работу по разработке ТЭО цену в 375 млн рублей.

16 мая на сайте госзакупок был опубликован заказ «Предоставление займа на финансирование работ/услуг по реализации проекта в рамках строительства транспортного перехода через Керченский пролив», предполагалось занять не более 700 млн рублей. Тогда же был опубликован заказ «Выполнение работ по экономическим изысканиям, разработке финансово-экономического обоснования и подготовке конкурсной и контрактной документации по объекту: Строительство транспортного перехода через Керченский пролив». В обоих случаях единственным участником закупки был «Федеральный центр проектного финансирования» — дочернее предприятие Внешэкономбанка.
5 июня 2014 года ответственная за этот проект компания «Автодор» сообщила, что автомобильно-железнодорожная переправа через Керченский пролив может стоить от 283,2 млрд до 376,5 млрд рублей. Проектирование нового моста через Керченский пролив, как и было задумано, началось осенью 2014 года. Предполагается, что мост протянется от косы Тузла и его длина составит 19 километров.

Планировалось строить важный стратегический мост в две очереди: 1-я с осени 2014 года, вторая – с 2018-го. Первая очередь будет состоять из железнодорожного полотна и автомобильной автострады с одной полосой в каждую сторону. В последующем планируется расширение моста. Но после совещания с участием Президента России и озвучивания даты завершения всех работ, было принято решение строить мост в одну очередь. Финансирование - полностью за счет федерального бюджета РФ. Итоговая стоимость проекта определена в 283 млрд рублей.

Как говорится, в добрый путь!

 

 
Личный кабинет