Телефон (343) 345-95-69

Ямал «на распутье».

Сергей ПАРФЕНОВ,
писатель, заслуженный работник культуры РФ


В последние годы было обнародовано столько интереснейших транспортных проектов, что жителям Ямала впору задуматься: их край скоро может стать оживленным перекрестком, играющим стратегическую роль важного транспортного узла России. Причем, речь идет не только о «Северном широтном ходе», который надежно соединит Надым и столицу Ямало-Ненецкого автономного округа.

Новость № 1 обнародовало руководство Северной железной дороги: полуостров Ямал и Северную Европу в будущем свяжет прямой железнодорожный маршрут, заявил он. Его построят для доставки в страны Старого Света продукции Ямальского газоперерабатывающего химического комбината (ЯГХК).

Строительство производства ведется близ станции Обская.
Уже завершена разработка схемы доставки продуктов газопереработки – метанола и его производных – на мировой рынок. Результаты маркетинговых исследований показывают, что эта продукция будет активно востребована. Мощность первой очереди комбината – 500 тысяч тонн метанола в год. Проектная стоимость завода – 99 млн евро. Срок окупаемости инвестиций – 3 года.

В руководстве Северной железной дороги подтвердили, что схема сбыта ямальского сжиженного газа опирается на воркутинское направление магистрали, которое сейчас недогружено из-за снижения добычи угля на шахтах Печорского бассейна. Поэтому руководство комбината, представители дороги, администрации Ямало-Ненецкого автономного округа и грузовой службы железных дорог Финляндии (VR Cargo Ltd) решили обсудить процесс организации транспортного коридора «Ямал – Европа». С его помощью будет организован экспорт метанола, спиртов и полимеров в старушку-Европу через пограничный переход «Выборг» и морские порты Суоми.

В частности, речь шла о маршруте: станция Обская (Россия) – станция Котка (Финляндия). Груз будет поставляться в цистернах и специальных контейнерах по сквозной схеме «от двери до двери». Это гарантирует европейским потребителям своевременность и качество поставок нужной продукции.

Почему возник именно такой вариант? Существующие трубопроводы в Европу транспортируют природный газ. И только. А вот все продукты его переработки выгодно пустить по железной дороге.
Для развития перевозок на станции Обская за счет средств независимых инвесторов будет построен многофункциональный железнодорожный наливной терминал. Он обеспечит суточную загрузку 100 цистерн продуктами светлой химии и газоконденсатом, обработку 50 контейнеровозов и автоцистерн, хранение до 200 тысяч кубометров жидких и до 100 тысяч кубов твердых продуктов. Здесь же будет производиться таможенное оформление грузов. Таким образом, коридор «Ямал – Европа» обеспечит экспорт без «политического» транзита и каких-либо посредников, по максимально прозрачной схеме.

Другой проект еще больше потрясает воображение. Федеральное агентство железнодорожного транспорта вынашивает вариант строительства новой Северо-Сибирской магистрали!

Эта железная дорога должна связать железнодорожную сеть Ханты-Мансийского автономного округа и его соседей с Байкало-Амурской магистралью. Проект предполагает строительство «железки» от Нижневартовска через Белый Яр и Лесосибирск до Усть-Илимска, откуда есть выход к БАМу. Общая стоимость работ оценивается в 10 млрд. долларов.

Отметим, что раньше стоимость строительства новой магистрали оценивалась в 6 млрд долларов. Поэтому для реализации данной затеи, если она состоится, предполагется создать межрегиональную управляющую компанию, а сам проект включить в Стратегию развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года.

Севсиб, как ожидается, возьмет на свои «плечи» немалую часть грузопотоков с Западно-Сибирской магистрали, существенно увеличив его пропускную способность. К тому же Запсиб с помощью партнеров из КНР сможет стать высокоскоростной пассажирской магистралью.
 

 
Личный кабинет