Телефон (343) 345-95-69

Урал получит выход к морским портам.

Сергей Парфенов,
писатель, заслуженный работник культуры РФ

Об этом удивительном замысле еще в начале 90-х гг. со страниц местной печати рассказывал старший научный сотрудник Института экономики УрО РАН Илья Иоффе. «Вот увидите, - авторитетно размышлял он, - когда-нибудь светлые умы Отечества поймут, что прямой выход Урала к Белому и Баренцеву морям России жизненно необходим…».

И.Иоффе оказался провидцем. Вскоре в Минэкономразвития РФ прошло совещание, речь на котором зашла о подготовке заявки на финансирование строительства железной дороги «Белкомур» в Инвестиционный фонд Российской Федерации, а также обсуждались подробности презентации этого проекта на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге.

Там были представлены шесть глобальных и самых значимых в то время программ, которые Минэкономразвития посчитал наиболее приоритетными в рамках Инвестфонда РФ. В их числе был и проект комплексного развития территорий Пермского края, Республики Коми и Архангельской области, частью которого является «Белкомур».

Надо сказать, что к тому времени Пермский край и Республика Коми уже давно провели необходимые подготовительные процедуры, предоставили всю информацию и выразили готовность принять участие в софинансировании новой глобальной транспортной программы. Следом и Архангельская область высказавшись за участие в проекте.

СПРАВКА:

Железнодорожная магистраль «Белкомур» протяженностью около 1300 км – от Урала до Архангельска - является частью федерального транспортного коридора «Восток – Запад», а также транснационального «Баренц Линк» (железнодорожный транзит Норвегия - Китай). Она пройдет через Соликамск (Пермский край), Гайны (Коми округ), Сыктывкар (Республика Коми), Архангельскую область и соединит регионы Сибири, Урала с главными портами северных морей, сократив к ним путь на 800 км.

Напомним, эта железнодорожная магистраль является частью федерального транспортного проекта «Восток – Запад», а также транснационального коридора «Баренц Линк» (железнодорожный транзит Норвегия-Китай). Она пройдет через Соликамск (Пермский край), Гайны (Коми округ), Сыктывкар (Республика Коми), Архангельскую область, и соединит регионы Сибири и Урала с портами северных морей, сократив путь на 800 км. Строительство пути началось в 1996 году, но из-за нехватки финансирования было приостановлено в 2002 году. Предполагалось, что возобновление работ начнется во второй половине 2008 года. Причем возведение дороги, в основном, должно было взять на себя государство, что обошлось бы ему тогда примерно в 100 млрд рублей. А бизнес обязался вести освоение запасов полезных ископаемых вдоль всей железной дороги, а это примерно еще 200 млрд. рублей инвестиций. «Белкомур» того стоит, это чрезвычайно важный стратегический проект.

Необходимость создания нового (северного) транспортного коридора между ведущими промышленными центрами России возникла еще в начале 90-х годов прошлого века. Тогда была разработана Генеральная схема развития железнодорожного транспорта Пермской, Архангельской, Кировской областей и Республики Коми, чтобы обеспечить кратчайший выход из районов Урала к морским портам Северо-Запада России и Финляндии, что создавало новые возможности переброски углей по железной дороге Печорского бассейна и бокситов Тимана на Средний Урал.

Одновременно предусматривалась возможность организации транспортной связи Кудымкарского и Красновишерского промышленных районов с развитой железнодорожной сетью страны. Однако государство в то время оказалось не готово к осуществлению подобного проекта.
Но с образованием Пермского края, одной из целей которого является комплексное социально-экономическое развитие региона, в том числе и бывшего Коми-Пермяцкого округа, актуальность сооружения указанной магистрали снова резко возросла.

Основным потенциальным инвестором проекта должно было стать ОАО «РЖД». Администрация Пермского края много раз пыталась увлечь «Белкомуром» железнодорожников, однако активной поддержки с их стороны почему-то не встретила. Власти Республики Коми считают, что такая позиция РЖД связана с боязнью снижения загрузки других участков железной дороги на северо-западе России и возможной потерей прибыли.

Между тем интерес к реализации проекта выражают инвесторы «со стороны» - это, прежде всего, «Северсталь-Групп», «Воркутауголь», СУАЛ и даже компании КНР. Впрочем, промышленники не гарантируют больших инвестиций - на инфраструктурные траты бизнес идет крайне редко.

Например, ОАО «Сильвинит» готово участвовать в софинансировании магистрали «Белкомур», хотя никаких «конкретных переговоров на этот счет» с предприятием «никто не вел». Об этом говорит начальник пресс-службы ОАО «Сильвинит» Антон Субботин. По его мнению, развитие инфраструктуры, причем такой ее важнейшей составляющей как железная дорога – дело государственной важности и национальных интересов. И участие федеральной казны, бюджетов регионов – наиболее правильный путь.

«Со своей стороны, предприятия, имея под боком столь развитую инфраструктуру, смогут быстрее развиваться, улучшать свою экономику, больше платить налогов и больше инвестировать в себя. Ведь целью проекта названо комплексное освоение территории, что намного больше, чем просто строительство железной дороги», – добавляет А.Субботин.

«Однозначно можно сказать, что мы приветствуем новый вариант маршрута дороги, когда трасса пройдет через Соликамск, – говорит он. – Во-первых, не будет транспортного тупика на севере края – это даст толчок к дальнейшему развитию не только предприятий, но и города, это улучшит нашу логистику (будут созданы новые депо и мощности по ремонту вагонов), оборот вагонов. Во-вторых, это позволит построить 50-километровый капитальный объезд Березников – железная дорога должна проходить по участкам, не имеющих горных выработок – это очень важно в условиях весьма вероятного образования провала».

Несколько других крупных предприятий Пермского края тоже дали согласие на софинансирование проекта железнодорожной магистрали «Белкомур» – это «Соликамскбумпром», «Уралкалий», «Сода – хлорат», «Березниковский содовый завод» и уже упомянутый «Сильвинит». Определен список предприятий и в Республике Коми.

Проблемы неожиданного «долгостроя» могли бы решить Инвестфонд РФ или Фонд прямых инвестиций. Есть парочка «но». Первое - в России крайне плохо готовят проектную документацию и неважно оценивают последствия любого проекта. И «Белкомур» вряд ли станет откровением для федеральных чиновников. Второе – пока нет гарантий, что в силу разных причин (в числе очевидных рисков - смена политических ориентиров, недооценка проекта, задержки в его финансировании и т. д.) «Белкомур» не встанет, даже если деньги все-таки удастся добыть.

Между тем, как заявил Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер в конце минувшего года на пресс-конференции в Санкт-Петербурге, «проект «Белкомур» полностью отвечает задачам, поставленным перед страной Президентом России». «Белкомур» может дать толчок развитию проектов почти на триллион рублей. Часть из них и сейчас реализуется, но темпы неизмеримо ниже, чем если бы трасса была построена. Я обеими руками голосую за тот блок Послания президента страны Федеральному Собранию, который касается развития инфраструктуры, импортозамещения. Если мы хотим двигаться вперед не на словах, а на деле, мы должны развивать инфраструктуру, обеспечивать возможность доступности к экономически интересным территориям», - отметил В.Гайзер.

В качестве примера проектов, которые могли бы получить новый импульс развития от строительства «Белкомура», Глава республики привел компанию «Енисей» - нефтеперерабатывающий завод в городе Усинске: «Это самый северный нефтеперерабатывающий завод в мире, может перерабатывать миллион тонн сырья в год. Но чтобы выйти на проектную мощность - 3,5 миллиона тонн, нужно обеспечить инфраструктуру».
«40 процентов деловой древесины европейской части страны в целом находится на территории Республики Коми. У нас расчетная лесосека составляет 32 миллиона кубов, а заготавливаем в несколько раз меньше. К остальному просто доступа нет. Если бы построили «Белкомур», смогли раскрыть до 50 процентов деловой лесосеки. Соответственно, это дало бы возможность как минимум строительства второго лесоперерабатывающего комплекса, как сыктывкарский ЛПК», - привел еще один пример В.Гайзер.

Говоря о сегодняшнем состоянии «Белкомура», Глава Республики Коми сообщил, что регион продолжает активную работу по лоббированию проекта на федеральном уровне вместе с Архангельской и Мурманской областями, Ненецким автономным округом. «Мы полностью поменяли под сегодняшние условия структуру модели финансирования проекта «Белкомур» на принципах государственно-частного партнерства, но с учетом средств Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) и Фонда национального благосостояния (ФНБ). Новая модель будет строиться на возможностях РФПИ, ФНБ с привлечением заемных средств от тех, кто сегодня заинтересован в этом проекте: строителей, иностранных финансовых институтов и частично потенциальных грузоотправителей», - пояснил руководитель региона.

В настоящее время проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур» (Архангельск - Сыктывкар - Пермь (Соликамск) оценивается уже в 180 миллиардов рублей. Но государственное финансирование составит не более 50 миллиардов. Остальные траты лягут на плечи инвесторов. Строительство в полном объеме возможно в течение четырех лет. «Это один из самых эффективных проектов, который дает возможность комплексного развития многих территорий», - подчеркнул В.Гайзер.

Но коридор между тем уже строится, хотя и автомобильный: речь идет о дороге Кудымкар – Сыктывкар.

СПРАВКА:

Дорога Кудымкар - Сыктывкар является частью северного транспортного коридора Санкт-Петербург - Котлас - Сыктывкар - Кудымкар – Пермь и интегрирует связи между северными территориями Архангельской, Вологодской областей, республикой Коми и Коми-Пермяцким округом. Трасса обеспечивает регионам кратчайший выход к Питеру, на Средний Урал и в Сибирь. Общая протяженность автодороги - около 500 километров, из них две трети проходит по территории Пермского края. Строительство сейчас ведется одновременно с двух сторон - из республики Коми и Прикамья.

Предполагалось, что некоторые участки дороги подвергнутся реконструкции, а некоторые будут построены заново. Так вот, с 1997-го по 2006-й гг. было восстановлено 77,2 километра: это участки Усть–Весляна - Сосновая, Зюлево - Давыдово, Давыдово - Серебрянка, мостовой переход через реку Весляна. До конца 2012 года оставалось сдать в эксплуатацию 131,9 км, из которых 102,4 километра – новое строительство, а 29,5 – реконструкция. При этом в Гайнском районе было решено построить мостовой переход через Каму длиной 380 метров, завершить участки Серебрянка - Усть-Черная и Юксеево - Сергеевский.

Для тех, кто не знает: автомагистраль Кудымкар - Сыктывкар строится в рамках проекта «Межрегиональные связи». Ее общая стоимость оценивается в 5,22 миллиарда рублей. Большую часть строительства автотрассы (88 процентов) финансирует федеральный бюджет. При сложившемся уровне финансирования для полной сдачи автомагистрали потребуется от трех до шести лет.

 

 
Личный кабинет